— Роман?
— Да, всё верно.
— Меня Алексей зовут. Звоню по рекомендации от Савелия. Вы ему плитку делали на Спартаковской года три назад, помните?
— Разумеется.
— Примерно через полгода на одном ответственном объекте предстоят работы Вашего профиля. Как у Вас со временем в этот период?
— Пока свободно. Можете подробнее описать задачу?
— Это частный дом. По объему плиточных работ около ста пятидесяти квадратных метров. Плитка разная, есть и крупноформатная, имеется и мозаика, также присутствует парочка откровенных панно.
— Что значит откровенных?
— Словами не объяснить. Увидите на встрече.
— Где находится объект?
— В Марий Эл, около ста сорока километров от Казани.
— Боюсь, что за пределы Казани я старюсь…
— Не переживайте, — перебил он, — все расходы, связанные с расстоянием, заказчик оплатит.
— Не совсем понял, заказчик не Вы?
— Нет. Я его помощник. К слову, он желает встретиться с мастером лично и обсудить некоторые моменты. В среду можете?
— В принципе, могу, если только в первой половине дня.
— Вы на Ямашева живёте, недалеко от Савиново, верно?
— Да.
— Тогда давайте в ресторане Траттория, в среду, в 10 утра. Знаете, где он находится?
— Знаю, хорошо.
— Только два момента, первое — не смотрите подолгу ему в глаза, он этого не любит. И второе, это уже на будущее — внутри и снаружи на территории дома фото и видеосъёмка категорически запрещена.
— Хорошо, а как я узнаю заказчика, когда буду в ресторане?
— Он сам Вас узнает. И да, зовите его просто — Азамат. Без отчества. До связи.
Странно, — подумал я, положив трубку, — как я обращусь к нему по отчеству, если только что узнал имя?.. И ещё, это «откровенное панно». Что это значит? С такой формулировкой я сталкивался впервые.
Уже на встрече с заказчиком я понял, что эту фразу нужно было понимать буквально. А лучше — помножив на десять. Также смутили 150 км.: я уже лет пять к тому времени не ездил на такие расстояния, обычно с головой хватает объектов в пределах тридцати минут на колёсах. С другой стороны — чем чёрт не шутит? Помощник сказал же – все расходы, связанные с дорогой, заказчик полностью оплачивает. Туда и командировочные можно накинуть. В конце концов, судя по описанию, клиент, похоже, более чем целевой. Тем более по рекомендации Савелия Петровича. По крайней мере встречусь, а там будем посмотреть.
Траттория
Ровно в 10:00, держа в руках широкий альбом с дизайн-проектом, в ресторан вошёл поджарый мужчина лет пятидесяти. Коричневая кожаная куртка, классические джинсы, ковбойские сапоги с шипами, наголо бритая голова и слегка раскосое расположение глаз создавали образ этакого развязного денди монгольского разлива. Наши взгляды встретились, и он прихрамывающим размашистым шагом, оставляя за собой пару десятков пытливых взглядов гостей ресторана, двинулся в моём направлении.
— Роман?, — улыбнувшись левой половиной лица и протягивая руку, сказал он.
— Да, — ответил я, привстав. Мы пожали руки.
— Вот, — он придвинул в мою сторону дизайн-проект, грузно приземлившись напротив, — ещё в работе, но по плитке мало что изменится.
Пока я изучал страницы, относящиеся к плиточным работам, мой собеседник вызвал кнопкой официанта и, уточнив мои предпочтения, заказал облепиховый чай.
С первых страниц было ясно, что дизайн-проект не простой. Вероятно, дизайнера ни в чём не ограничивали. Впрочем, ничего вычурного не было. Напротив, интерьер был стильным, минималистичным, тот самый случай, когда найден баланс между современными трендами и проверенным временем решениями. В одной из ванных фантастическим образом сочетались несколько видов мозаики (где-то из керамогранита, где-то из стекла). В другой же мелкая плитка «водила дружбу» с крупноформатом. Эстетическое удовольствие резко оборвала страница с хаммамом. Я сразу понял, что имел ввиду помощник Азамата, когда говорил про «откровенное» панно. На одной из стен красовалась нагая барышня, во внешности которой явно присутствовало что-то дьявольское. Опершись на руку, она лежала на левом боку, и с укоризной, и вожделением смотрела на противоположную стену, на которой, в свою очередь, красовалось мозаичное панно, где в подробностях был изображён акт соития между пожилым мужиком и молодой девой, безучастно смотрящей куда-то в сторону. Особенно бросилось мне бросилось в глаза мученическое выражение лица и молящий взгляд этого героя, направленный на дьяволицу напротив.
Вида я не подал. Вопросы не задавал. Точнее задавал, но только профильные — где будет тёплый пол.., что из материалов куплено.., подготовлена ли поверхность и если да, то чем именно т.д и т.п. Но внутренне, после картин в хаммаме немного передёрнуло. Стало не по себе. Азамат, в свою очередь, задавал много вопросов на тему материала (какую гидроизоляцию выбрать, какой клей и куда лучше подойдёт, чем лучше выравнивать стены/полы и т.д и т.п).
— Ну что, возьмётесь? — спросил он, улыбаясь всё той же половиной лица, когда я перелистнул последнюю страницу проекта. Мне показалось, что в улыбке присутствовала лёгкая насмешка.
— Пока не знаю.
— А что не так? — Азамат недоумевающие поднял брови, — Алексей мне сказал, что в это время Вы свободны.
— Да, свободен. Меня смутила дорога, — начал я придумывать на ходу.
— А не надо смущаться. Назовите цену за всё, а там уже будем решать.
— Мне нужно время, чтобы всё взвесить, — говорю, — сами видите, проект непростой, с бухты барахты цену не назовёшь.
— Хорошо. Тогда пока думаете, можете хотя бы выписать список материалов, о которых мы только что говорили, а то я не запомнил, — он сделал секундную паузу и, грузно опрокинувшись на спинку мягкого сидения, добавил, — и сколько это будет стоить?
— Просто список материалов или материалы плюс рекомендации по работе с ними?
— Просто список, что и для чего.
— Допустим, 7000, — назвал я первую попавшуюся цифру в голове.
— Хорошо. Когда он будет готов?
Вообще, по природе своей я никогда не стоял на одном месте, с большой охотой брался за нестандартные задачи и всегда был жадным до всего нового. Но когда к тебе на встречу приходит пятидесятилетний денди с наполовину перекошенным лицом и предлагает выложить панно, на котором изображена голая фурия, наслаждающаяся, а возможно и контролирующая соитие старика с молодой девой… В этот момент внутри срабатывает какой-то защитный механизм. Под конец, когда уже разговор немного сместился с предмета встречи, выяснилось, что он всю жизнь проработал в ФСБ.
Словом, недолго думая, я решил составить список материалов и назвать за работу такую цену, чтобы заказчик наверняка отказался. В свете «странноватости» клиента к составлению списка я отнёсся с полной ответственностью. Кому интересно, — тезисно прикрепил ссылки в конце на материалы, которые я ему указал.
Чтобы быть уверенным, что заказчик откажется от моих услуг я:
1. Свою цену за эту же работу в обычных условиях (которая и так была одна из самых высоких в Казани) помножил на два.
2. Добавил сверху плату за командировочные (время на дорогу, амортизационные расходы) с сильным запасом.
3. Запросил 100 тыс. рублей аванса, причем за пять месяцев до начала работ.
На выходе получилась крайне внушительная сумма и, разумеется, называя её, я был убеждён, что на этом всё и закончится. Более того, я уже почти договорился с новым заказчиком на этот период.
Но Азамат даже не планировал торговаться. Он меня ошарашил своим холодным: “Хорошо, как будет удобнее получить аванс — наличной или на карту?”.
Так и вышло, что спустя примерно пять месяцев мы с моим напарником на забитом минивэне выдвинулись на объект.
Не забудьте поставить палец вверх и подписаться, если интересно, что было дальше.
Часть 2. Мастер отказал заказчику в услуге, где мог заработать 470 000р. Собрал Всё из-за неправильно купленного клея. Чем кончилось
Признаюсь, я никак не ожидал, что Азамат, так звали заказчика, насыщенные переговоры с которым длились порядка 5-ти месяцев, решиться на подобное. Нет, однажды с похожим я сталкивался, но в этот раз палка была явно перегнута, и я, мягко говоря, был на грани срыва.
Начиналось всё довольно тривиально: звонок → мужской голос представился Алексеем, сказал, что обратился ко мне по рекомендации, тезисно описал задачу (нужно было облицевать более 150 м² плитки и мозаики), а по завершению диалога начал настаивать на живой встрече. Причём, встрече не с ним, поскольку он не являлся хозяином жилища, а непосредственно с заказчиком. Встреча состоялась в ресторане. Подробнее об этом рассказал в предыдущем посте (ссылка будет в конце 👇📌).
Дом, где предстояло уложить плитку находился в 140 км от Казани. В Марий Эл. Подъезд к дому чем-то напоминал кадры из фильмов про сицилийскую мафию: большие кованые ворота с охранной будкой и сидящий там в полном обмундировании военным, мощёная гранитной брусчаткой дорожка, длинной метров сто пятьдесят, вдоль которой росли кипарисы, ведущая к дому. Возле дома бассейн с фонтаном и писающим мальчиком. Дом с четырьмя монументальными колоннами и лестницей богато украшенной лепниной.
— Прибыли? — услышал я знакомый голос Азамата, шедшего со стороны большого стеклянного парника.
— Да, — ответил я.
— Жить будете в бане, пойдёмте. Там созданы все условия, как Вы и просили.
Баней Азамат называл двухэтажный банный комплекс, площадью минимум квадратов 200 по полу. Помимо хаммама, соляной комнаты, финской сауны, бильярдной и небольшого бассейна там было несколько комнат отдыха, в одной из которых Азамат нас и расположил.
Разгрузив инструмент, и более менее распаковывавшись мы с Андреем отправились в дом, чтобы посмотреть в живую с чем нам предстоит дело. Ведь слова Азамата “всё готово” легко могли быть далеки от реальности. Со мной такое было много раз.
Дом был порядка 500 м² — 600 м² жилой площади. В основном везде вёлся ремонт, при этом в целом, в комнатах был порядок. Со второго этажа доносились звуки перфоратора.
— У Вас здесь довольно чисто. Сейчас не всегда такое увидишь, — сказал я, когда встретил заказчика, спускающегося со второго этажа по широкой спиралевидной бетонной лестнице.
— Да, у меня тут для этого двое подсобников. Они же, кстати, и материал поднесут, куда надо, так что Вам на это отвлекаться не надо будет. Материал, который Вы просили здесь, — он указал на поддоны с плиточным клеем, гидроизоляцией и т.д., которые лежали посередине гостиной, площадью квадратов 60-70.
— Но тут только один тип клея, — сказал я, не увидив ничего, кроме Литокола К17.
— Я посоветовался со знакомым прорабом, он сказал, что смысла особо переплачивать нет.
— Подождите, мы столько времени уделили вопросу подбора материалов. Вы сами мне многократно вторили о том, что считаете важным, чтобы плиточный клей соответствовал размеру плитки…
— Да, я тоже так думал. Но говорю же, меня переубедили. Решил закупить этот клей, тем более он мне достался в полцены.
— Не хочу Вас разочаровывать, но на этот клей плитку, длиннее пятидесяти сантиметров я укладывать на буду.
— А в чём собственно проблема?
— В том, что со временем плитка может отскочить, могут образоваться пустоты и она в конце концов отвалится, — до конца не понимая, что происходит, сказал я.
— Хорошо, давайте тогда под мою ответственность.
— За свою работу отвечать могу только я.
— Неужели Вы из-за этого сейчас мне вернёте 100 000 аванса и вот так вот уедите?
— Разумеется, за исключением расходов, связанных с дорогой.
Не буду расписывать подробности нашего спора, который под конец начал походить на перепалку, но я вовремя остановился
— Собираем инструмент и валим, — сказал я Андрею, когда мы вышли из дома.
***
На выезде нас остановили закрытые ворота и охранник.
— Погодь. Сейчас подойдёт Азамат, что-то хочет сказать, — ухмыляясь, сказал он, — затем добавил, — вы куда собрались то? Только что ведь приехали.
— Обратно, — сказал Андрей.
— А что случилось?
— Заказчик купил не тот материал, — ответил мой напарник.
— А, расслабьтесь, — ещё большое растягивая улыбку, сказал охранник, — всё нормально. Это он проверял вас, со многими так делает.
— Что? — спросил Андрей.
— Ничего, вон идёт, сейчас сам всё расскажет, — сказал охранник, махнув головой в сторону Азамата, которые шёл со стороны банного комплекса.
— Возвращайтесь, Роман. Вы меня убедили, — сказал Азамат, подойдя к машине.
***
Конечно, я мог пойти на принцип и уехать. Всё это было крайне неприятно. Но 100 тыс. аванса, 470 тыс.р. потенциального заработка, 140 км до дома… В совокупности, все эти факторы заставили меня остаться. В то же время, надо отдать должное Азамату, в целом, на объекте больше никаких эксцессов не было. Более того на объекте он организовал полноценное двухразовое питание (о чём не было договорённостей) — нанял повара, который готовил на всех, кто там трудился. Как потом выяснилось, на объекте жило и работало восьми человек (иногда чуть меньше, иногда больше). Чтобы заказчик по своей инициативе и за своё счёт организовывал питание для мастеров, с таким я сталкивался впервые. Конечно, ещё в пору, когда я занимался кладкой каминов, печей и барбекю не раз бывало, когда заказчики в процессе работ иногда накрывали большой стол. Но чтобы нанимали отдельного повара, такое было в первый раз. Коллеги, расскажите, а Вы сталкивались с подобным?
По поводу клея. Я по наивности не посчитал количество мешков, которое лежало на поддоне. Можно было легко догадаться, что там лежит ровно столько клея, сколько нужно было для кафеля и керамогранита мелкого размера. Да и не весь там материал был. Остальное лежало в гараже.
P.S Про откровенное панно (для тех, кто читал первую часть). С ним вообще вышла целая история. Процесс изготовления этих экстравагантных картин сопровождался обилием мелких неприятностей и “сюрпризов”. Тот, кто занимался снабжением сказал, что на производстве эти “творения” успели окрестить проклятыми. В итоге, их привезли лишь спустя полгода после того, как мы с Андреем завершили все работы и уехали.
Ссылки
Клей для крупноформатного керамогранита 1200 на 600: LITOLIGHT K16
Клей для крупноформатного керамогранита 1500 на 30: HYPERFLEX K100
Клей для крупноформатного керамогранита 2800 на 600 мм: HYPERFLEX K100
Клей для керамогранита, размером до 50 см: LITOKOL К17
Клей для кафельной плитки LITOKOL X11 EVO.
Клей для прозрачной мозаики и мозаики мраморного цвета.
Гидроизоляция AQUAMASTER
Грунтовка.
Эпоксидная затирка. *мраморную плитку обязательно предварительно обработать специальной пропиткой