Есть у меня друг. Пятнадцать лет бок о бок. Всё как положено: огонь, вода… Впрочем, медных труб не было, бог миловал.
Помните рассказ про эпоксидную затирку? Ну, та, что с блёстками и с дикого камня не отмывалась. Там ещё главным героем был Андрей, если не изменяет память (ссылку прикреплю, кому интересно 👇). Так вот, этим Андреем был на самом деле Сергей Михайлович. В ту пору он был моим напарником.
Специализация у него уже тогда была далека от стройки, а именно — реставратор и настройщик пианино и роялей. Можно сказать, он этим жил. Иногда, такое не часто встретишь, взглянешь на человека и сразу ясно — врач или педагог. Вот и с Сергеем также. Спросите — как его занесло в укладку плитку? Что тут сказать, я уже давно понял — сюда может занести кого угодно и когда угодно. Здесь можно встретить военного, биолога, филолога, программиста, медиков… Однажды, на одном из крупных объектов во время праздного разговора с одним из спецов довольно солидного возраста, между делом выяснилось, что он футбольный тренер. Ну а что поделать, если на рубеже конца девяностых и начала двухтысячных стройка была чуть ли не из единственных местом, где можно было получить живые, относительно неплохие деньги, и “перебиться”. Понятно дело, когда дышать стало легче, многие ушли в своё направление, но было немало и тех, кто остался. Есть мнение, что стройка как болото, засасывает. В каком-то смысле это правда.
Как ко мне в бригаду попал Сергей Михайлович — отдельная история. Будет время — расскажу.
На плитке мы с ним проработали около семи лет до 2010-го года. Те, кто имел общее дело с друзьями знают, что путь этот тернист и ухабист. Часто именно так друзья и теряются. Не зря говорят, что родственников и друзей не стоит брать туда, где нужно делить деньги. Впрочем и здесь не без исключений.
Разумеется, как только появилась возможность, примерно лет десять назад, Сергей открыл свою мастерскую и с жадностью погрузился в своё любимое дело. Казалось, всё то время, что я его знал, ему как-будто не хватало кислорода и вот, наконец-то ему его дали сполна, и он задышал полной грудью. Со временем он создал ютуб канал (ссылку прикреплю👇).
У нас разное всё. Он всю жизнь проучился в одной школе, был замкнут, одинок и всегда старался быть незаметным. Я же учился в шести школах, всех сводил с ума, начиная с родителей и завершая директоров школ, двое из которых не оставили на второй год только лишь потому, что хотели поскорее от меня избавиться.
Я был вырос и воспитан по большей части улицей девяностых. Сергей был и остаётся заядлым домоседом. Я служил в армии, пережил там чёрт знает что, как говориться, удивительно что цел. Он же в это время спокойно учился в консерватории, мерно забивая колки и увлечённо настраивая струны.
И так я могу перечислять до бесконечности.
Впрочем, есть качество, и одновременно недостаток, который нас объединил. То, с чего можно сказать началась наша дружба. Имя ему “перфекционизм”. Болезненное стремление к наилучшему результату. Когда работали вместе, если на объекте оставался Сергей Михайлович, я не сомневался — плитка будет уложена так, что комар носа не подточит, впрочем, справедливости ради надо сказать, делалось это значительно дольше, чем обычно.
Безусловно, было и ещё кое-что. То, благодаря чему я всегда получаю моральное удовлетворение находясь в его обществе. Это культура. Культура общения, культура отношений, и, может это будет звучать как-то странно, культура спора. Умение не перебивать, тактичность, стремление услышать и понять. Такое не часто встретишь.
Что он нашёл во мне, наглом, самовлюблённом, изворотливом и многословном манипуляторе, находящемся всю жизнь за несколько миллионов световых лет от всего, что связано с консерваторией, музыкой и культурой, вообще не понятно.
Говорят, настоящие друзья даются в подарок за что-то хорошее. Не знаю, что я такого сделал, но когда мне дают что-то полезное, я непременно стараюсь это пустить в дело, извлечь, так сказать, пользу.
Поэтому иногда, греха таить не буду, делаю это довольно часто, я, маскируя желание под просьбу и пользуясь добрым нравом друга, прошу его помочь на каком-нибудь объекте. Мол, помоги, без тебя никак. Факт злоупотребления разумеется, другом замечается, и он чаще вежливо отказывался. Но иногда, такое случается крайне редко, мне всё-таки удаётся его уговорить. Именно так случилось, когда мне предстояло уложить двухметровую мозаику на Кремлёвской.
Проверка пола
Здесь всё просто: лазерный уровень, отметка на угольники и рисуем разницу на полах, если таковая обнаруживается.
Перепады были не существенными, плюс/минус 2-3 мм. Единственное, у входа в квартиру был обнаружен значительные нарост около одного квадрата (плюс 8 мм).
Сухая раскладка
Для тех, кто не в курсе предыстории, мне предстояло уложить мозаичное панно, к которому прилегала плитка 45 см × 45 см.
Первым делом, вначале боязно и дрожащими руками, затем уверенно и играючи, вычленяя один за одним элементы, приступили к раскладке насухо.
Цель простая: удостовериться, что элементы мозаичного панно “сходятся”, соответствуют рисунку, выяснить точный диаметр в контексте нашей рулетки (известно, что разные рулетки могут показывать по разному и чем именно мерили те, кто резал мозаику и те, кто указывал размеры в дизайн-проекте, история умалчивала). Также нужно было выяснить оптимальный размер крестиков.
С рисунком всё сошлось. Диаметр ясен: 193,3 см. Теперь тоже самое нужно было сделать уже по месту в коридоре, как минимум, чтобы убедиться, что мозаика туда входит. И выходит.
Поскольку диаметр был уже точно известен, то раскладку сподручнее было начинать именно с бордюров. Значит, чертим диаметр. Попытка сделать это с кондачка, с помощью карандаша и куска картона ни к чему хорошему не привели: описав путь часовой стрелки линия, оставленная карандашом наотрез отказывалась сходиться. Да, незначительно (на 2-3 мм), однако нас это не устроило.
Как итог искомый диаметр вырезали из листового картона:
Как показали следующие шаги создание этого шаблона было единственно верным шагом. Почему именно — скажу чуть ниже.
В начале круг был нарисован согласно плану в дизайн-проекте:
Далее по периметру, с использованием крестиков 1,5 мм и малярного скотча (для фиксации) был уложен бордюр.
После чего уже сама мозаика:
Казалось бы, всё отлично: мозайка была уложена согласно схеме и дизайн-проекту:
Можно убирать и приступать к укладке? Неа. Опыт показывает, что в подобных случаях лучше подстраховаться и разложить хотя бы частично также примыкающую к мозаике плитку. А вдруг там нас ждёт сюрприз? Если ждёт, то пусть лучше он проявится на этапе сухой раскладки, нежели когда мозаика уже будет уложена.
Как и обещал ссылки:
На историю с эпоксидной затиркой: Затирай как обычно.
На ютуб-канал Сергея Михайловича: Kazan Piano
Для справки: при решении задачи была использована грунтовка Primer G и усиленный плиточный клей KERAFLEX MAXI S1. На что именно укладывал саму мозаику узнаете в продолжении.
С уважением, ваш BLOG.ПЛИТОЧНИКА. Всех благ).